Прокрастинация, простыми словами – это откладывание дел на потом. Вы постоянно принимаете решение «сделать это завтра» без видимых на то причин, или говорите себе что-то вроде «посмотрю ещё одну серию и сяду за работу». Это повторяется снова и снова и вызывает у вас упадок сил и ещё больше загоняет в прокрастинацию.
«Я откладываю дела на завтра и не могу заставить себя приступить сегодня»
Спустя время вы обнаруживаете, что в вашей жизни ничего не происходит и вы размениваете свою жизнь на мелочи – социальные сети, просмотр виде на ютубе, бесконечные сериалы и фильмы, на дела, которые на самом деле не важны для вас, хотя, на первый взгляд могут показаться полезными. Часто, откладывая на завтра, вечером вы себя просто ненавидите.
Давайте разберёмся с причинами этой досадной привычки, а это именно привычка.
Причины прокрастинации
- Страх начать делать то, что важно и облажаться. Бессознательно вы думаете, что лучше пусть дело останется нетронутым или незавершённым, чем что-то получится не так. Да, это проявление перфекционизма – стремления всё сделать идеально.
- Вы устали и вам действительно нужен отдых, мозг требует перезагрузки и из-за этого ваша сила воли вас подводит и вам сложно заняться важными делами.
- Вы на самом деле не понимаете, для чего вам нужно то дело, за которое вы никак не можете взяться, вы сомневаетесь в его необходимости или успехе.
- Стресс мешает вам сосредоточиться, вы начинаете действовать, но отвлекаетесь и начинаете заниматься чем-то другим, в итоге то самое дело вам приходится отложить на потом, потому что на него не остаётся времени.
- Вы требуете от себя слишком многого и физически невозможно успеть сделать всё, что запланировано вами, поэтому ваша психика блокирует любые действия, чтобы защитить себя.
Прокрастинация, т.е. откладывание дел на потом часто является не свидетельством лени и апатии, а скорее симптом потери самомотивации
Прокрастинация возникает из борьбы между «Надо» и «Хочу»
Когда вы ориентированы в большей степени на «Надо» и игнорируете хочу, то психика начинает защищаться при помощи прокрастинации, а всё дело в том, что такое пренебрежение опасно для психики. Возможно, вы боитесь предаваться своим желаниям и считаете, что это может разрушить вашу жизнь, вы станете человеком-диваном с огромным пузом и долгами по кредитке. Но в этом ли ваши настоящие желания?
Если присмотреться, то на потом откладывается дела, которые действительно очень важны и которые только кажутся очень важными. Дела обыденные, простые, привычные редко патологически отправляются в долгий ящик.
Прокрастинация и лень – ваши лучшие друзья, они указывают на дыры в вашей мотивации, требуют от вас, чтобы вы определились с тем, что именно для вас важно, чтобы вы отказались от тех дел, которые не имеют для вас значения. Об этом я уже писала здесь: Апатия, как форма экономии энергии. Причины апатии и как с ней бороться.
Прокрастинация и как с ней бороться?
Вам поможет:
- Матрица Эйзенхауэра!
- Привычка начинать с самых важных дел
- Убрать всё, что отвлекает
Матрица Эйзенхауэра – это такой способ планирования.
Разделите лист на 4 сектора:
- Сектор 1 – важные и срочные дела. Например, оплата счёта по ипотеке – это важно, потому что это плата за ваше жильё, ваше обязательство, это срочно, потому что имеет конкретный срок. К важным и срочным делам относятся те дела, которые для вас важны и имеют конкретные сроки.
- Сектор 2 – Важные и не срочные. Здесь выработка полезных привычек, шаги по открытию собственного бизнеса или развитие существующего, работа над своими целями, занятия с коучем или психологом, чтение профессиональной литературы. Именно в этом секторе происходит ваш рост и ему следует уделять особое внимание.
- Сектор 3 – Срочное и неважное. Телефонный звонок, соседка, которой срочно нужно с вами поговорить, когда вы спешите на работу. Дела, которые настойчиво требуют срочного реагирования, но на самом деле совершенно не важны.
- Сектор 4 – Несрочные и неважные. Социальные сети, бесполезная суета, сериалы.
Для победы над прокрастинацией вам нужно концентрироваться на секторах 1 и 2, научиться в первую очередь решать важные для вас задачи. Когда приступаете к работе, постарайтесь сделать так, чтобы вас ничего не отвлекало – отключите уведомления на телефоне, уберите со своего стола всё, что не относится к задаче. Воспользуйтесь таймером установите его на 20, 30 или 40 минут и всё это время работайте над задачей, когда время выйдет отдохните 10-15 минут (тоже по таймеру) и возвращайтесь к работе.