fbpx
Как перестать срываться и злиться на ребенка

Как перестать срываться на детей. Советы психолога.

Реальная история из практики психолога

Есть у меня ученица. 7 лет человеку. Обладает какими-то невероятными личными качествами - очень добрая, общительная, позитивная, энергичная, заботливая, чуткая. Золото! Да вот только ни в какие ворота... Учителя, воспитатели, родители вечно ею недовольны. Просто перманентно. Маму её чуть ли не трясёт, когда Лиза делает ошибки. А Лиза делает много ошибок - путает буквы, криво пишет, пропускает числа. Если она пьёт чай, то она его прольёт. Если сморкается, то обязательно положит салфетку на стол не свернув, и вымажет тот в соплях.

А проблема в том, что Лиза панически боится допустить ошибку, вот и делает всё нарочито небрежно, потому что сколько бы она ни старалась, её поругают. Ну не получается у неё идеально! Не получается! Она училась читать с 5 лет, но у неё появились успехи, только когда она начала заниматься со мной. В чём секрет? Почему опытные педагоги не могли, а у меня получилось?

Разрешите ребенку ошибаться!

Первое, что я сделала - разрешила ей ошибаться. Я всем это разрешаю, так что проблем с этим не было. "Да, не получилось. Давай попробуем ещё!". Стала обращать её внимание на то, что получается. Обводила 10 букв и только одна получилась ровно, первым делом я ей ткну в ту, которая получилась и скажу "Молодец! Смотри, какая ровная и красивая у тебя получилась буква! Вот это да!". И стала обесценивать неудачи, чтобы они не казались такими страшными: "А вот эта не получилась, да? Ну ничего страшного, в следующий раз получится, согласна?" и вот вместо заруганного у меня сидит радостный ребёнок, который хочет выполнить ещё одно задание!

Когда у неё не получалось и она безумно расстраивалась, обижалась и говорила, что не хочет больше заниматься, я ей спокойно показывала:" Смотри, помнишь, у тебя вот это не получалось? А сейчас как с этим справляешься? У тебя всё получится! Давай попробуем ещё раз?".
Если она говорила, что не хочет, то мы откладывали это задание и договаривались сделать его на новом занятии. И в следующий раз из 10 у неё получались уже 2 буквы, о чём я ей спешила сообщить.
Это требует титанических усилий, да. Я иногда срывалась на" классическую форму преподавания" и мы с Лизой в этот момент ничему не учились.

Но как не ругать ребёнка?

Он же будет избалованный! Ругать можно и даже нужно, но делать это по принципу, который описывал Литвак: 7 раз похвалить, 1 раз поругать. Похвала должна быть конкретной, по делу. Сам застегнул пуговицы! Молодец! Правильно написал слово корова! Молодец! Значит запомнил правило. Поставил ботинки на место! Молодец! Сам сделал домашнее задание! Молодец!

В этот момент старательно игнорируем, что сделал домашнее задание криво и косо, ботинки грязными поставил в шкаф, когда застёгивал рубашку, пропустил пуговицы. Это всё ерунда! Ваш ребёнок важнее ботинок, домашнего задания и пуговиц, согласны?

Очень сильно напряглись и нашли 7 вещей, за которые можно похвалить ребёнка, а потом можно ругать, но только за что-то одно: плохо, что ты ботинки не помыл перед тем, как убрать в шкаф, смотри, он теперь весь грязный и его надо мыть. Прямо сейчас помой ботинки, а я уберу в шкафу и в следующий раз обязательно мой.

Принцип воспитания "Учить. Лечить. Мочить."

Второй принцип описал Максим Батырев (для менеджеров, но родителям тоже подойдёт) "Учить. Лечить. Мочить."

  1. Надо сначала ребёнка научить, что ботинки надо мыть, для этого мало сказать, нужно показать, потом дать сделать самостоятельно, помочь, если не получается, потом иметь терпение повторить это много раз одинаково спокойно. Вот вы убедились, что ребёнок действительно умеет мыть свои ботинки.
  2. Лечить. Делал это уже много раз, а тут вдруг луна не в той фазе, меркурий ретроградный и вообще, и поставил ваш ребёнок ботинки грязными в шкаф. Тут нужно аккуратно прополоскать мозги и понудеть, что это важно и почему, дать задание всё исправить (ботинки и шкаф помыть прямо сейчас)
  3. Мочить. Тут уже вводятся санкции. Не помыл ботинки - не пошёл в кино. Коротко и по делу.

Сначала обеспечить кислородной маской себя!

На всё, что я описала нужен ресурс: Силы душевные и физические. Сначала попробуйте эти принципы на себе, мысленно хвалите себя, будьте бережны с собой, разрешите себе допускать ошибки и учиться на них, любите себя. А если что-то будет не получаться, я @Александра Тупогузова вам обязательно помогу!

 

Error: No articles to display

Контакты

По вопросам клиентов и читателей:
info@sovetpsiholog.ru

По вопросам сотрудничества для психологов:
partner@sovetpsiholog.ru

Мы в соцсетях: